Украина проживает один из самых трудных периодов своей новейшей истории. Люди верят в будущее и ждут перемен. На фоне сложных политических процессов происходят перемены и в социальной жизни общества, и в жизни экономической. Что же принес нам четвертый год проводимых реформ, есть ли положительные показатели и чего ждать от жизни «маленькому украинцу»? Своим видением ситуации делится народный депутат Украины IV –VIсозывов Василий Горбаль в программе Дмитрия Дмитриева.
С точки зрения Василия Горбаля, налицо три самых значительных проблемы, остро требующих решения: вопросы трудовой миграции и оттока кадров, низкий и неудовлетворительный уровень притока прямых иностранных инвестиций и несбалансированность экономики с превалированием импорта над экспортом.
Наши международные финансовые партнеры, в процессе мониторинга финансовой ситуации в Украине, в свои анализы включают ситуацию с миграцией рабочей силы. Те времена, когда наличие дешевой рабочей силы считалось плюсом с точки зрения привлечения иностранных инвестиций, прошли. Мы получили существенный отток этой самой рабочей силы, и, в первую очередь, квалифицированных кадров. Даже благополучной Германии, несмотря на крепость ее экономики, Всемирный банк записал аналогичную ситуацию в виде риска. Нам также пишут ее в виде риска. Но мы, несмотря на высокие цифры оттока, продолжаем считать, что дешевая рабочая сила – это плюс, хотя фактически это уже увеличение финансовых рисков потенциальных инвесторов.
Низким и неудовлетворительным остается уровень притока прямых иностранных инвестиций, и, как следствие, замещение его внутренним инвестором. Если изучить статистику, то мы сегодня на самом низком уровне за последние 15 лет. Инвестиционного бума, к сожалению, не случилось.
Экономика не сбалансирована, мы опять получаем опережающие темпы импорта над экспортом. Соответственно, это в себе несет постоянные курсовые риски. Это пугает отечественный бизнес, который уже пережил реальный шок с точки зрения глубокой девальвации и, явно, не готов пережить это в ближайшем будущем еще раз
Ситуация в банках, в том числе с валютным кредитованием, существенно подорвала доверие бизнеса к банковской системе. Поэтому необходимо убирать из экономики всё то, что создает курсовые риски.
В 2007 – 2008 гоах прямые инвестиции в Украину составили порядка 10 млрд. долларов, сейчас –менее 1 млрд. Разрыв колоссальный. Понятно, что то были годы экономического подъема и инвесторы шли на подобные риски. Сейчас мы имеем больше спекулятивного капитала, который мы сами и провоцируем, с учетом действий Нацбанка по повышению учетной ставки. Необходимо восстановить доверие национального инвестора. Ведь если он уже ушел из Украины и открыл бизнес за рубежом, то для его возвращения должен произойти невиданный, экстраординарный экономический бум, чтобы он захотел свернуть бизнес за рубежом и вернуть его в Украину. Но в обозримом будущем ничего подобного произойти не может, Это видно даже по бюджету – ведь бюджет это не только распределение средств по министерствам и ведомствам, это еще и понимание того, как правительство видит развитие страны на следующий год. И на следующий год у нас запланирован весьма осторожный рост, по сути – законсервированная ситуация. Экономического чуда бюджетом не предусмотрено. Мы никуда не спешим – нужно спокойно прожить, переждать, перетерпеть.
Невысокий прогнозируемый уровень инфляции говорит о том, что Нацбанк будет сжимать денежную массу, банки будут кредитовать меньше, а значит – дороже
На этом фоне заявления любого из кандидатов о существенном экономическом скачке звучат, как фантастика.
С учетом децентрализации, которая в Украине все-таки начала работать, многие регионы демонстрируют неготовность осваивать средства, чтобы дать толчок развитию региона. Для многих местных советов легче разместить средства на счетах банка, чем планировать то или иное развитие области. А ведь инициатива касательно создания программ, которые бы стимулировали открытие рабочих мест, может исходить не только сверху, от центральной власти, но и из регионов. Программ огромное количество, можно ничего не придумывать. Например, соседняя Польша, куда в огромном количестве эмигрирует наш западноукраинский бизнес, предусматривает множество действенных рычагов – от компенсации процентных ставок при создании рабочих мест до компенсации доплат на каждого рабочего. Польша не только переманивает нашу квалифицированную рабочую силу, она, по сути, показывает, как и чем она это делает, чем привлекает. Изучив их пример, стоит начинать внедрять подобные вещи втех регионах, откуда идет массовая миграция. Ведь на сегодня большое количество украинского бизнеса попросту зарегистрировано по ту сторону границы, работают в нем всё те же наши люди, получают в разы более привлекательную зарплату – но это уже польские работники, польская зарплата и польские же налоги.
Весь бизнес, который заходит к нам, пока сталкивается не столько с проблематикой дешевой рабочей силы, сколько с проблематикой отсутствия квалифицированной рабочей силы.
И, безусловно, то, что действительно тормозит и развитие инвестиций, и их приток – это налоговые ставки. В стране наблюдается некая макроэкономическая стабильность, которую боятся тронуть, и в этой законсервированной ситуации вполне заинтересованы наши международные кредиторы. Скорее всего, они же и не дают согласия на изменение налоговых норм. Сегодня дискуссия в ВР на эту тему свелась к нулю. С точки зрения господина Горбаля, дискуссию необходимо продолжать. Мы имеем достаточно сложную систему налогообложения. Бояться снижения налоговых норм не нужно – компенсаторы необходимо искать за счет создания новых рабочих мест, стимулирования бизнеса, и прогнозируя этот рост, мы уже можем понимать, какие налоги мы можем снизить и на сколько.
Тот потенциальный бюджетный недобор может быть компенсирован за счет общего роста экономики, особенно в части притока инвестиций. Есть формула зависимости роста экономики от притока иностранных инвестиций, и, исходя из нее, мы можем рассчитывать модели экономического прогнозирования.