Александр Лах, психолог и психотерапевт, автор книги «10 шагов к совершенству», практикует НЛП уже более десяти лет. Он рассказывает о том, что такое НЛП и в чем практическая польза этой методики.
В последнее десятилетие мы часто слышим термин НЛП, или нейролингвистическое программирование, являющееся одним из направлений в психотерапии и практической психологии. Отношение общества к этому явлению неоднозначно. С одной стороны, академическое сообщество его не признаёт, НЛП иногда классифицируют как паранаучное направление. Существует ряд исследований эффективности НЛП с положительным результатом, однакобо́льшаячастьнаучныхэкспериментовговорит о неэффективности методик НЛП и отсутствии у них научного обоснования. Некоторые критики выражают сомнения в этичности применения НЛП. С другой стороны, многие практикующие психологи и психотерапевты считают эту методику одной из эффективных методик, дающей быстрый позитивный результат. Кроме того, НЛП активно практикуется в психологических тренингах для персонала, что добавляет настороженного, а порой и откровенно негативного отношения к этому методу и воспринимается как попытка манипулировать потребителями для повышения продаж. Ведь все мы очень не любим, когда кто-то пытается на нас откровенно заработать.
С ростом населения соответственно растет и количество психических заболеваний, но общее соотношение людей здоровых и нездоровых психически в целом остается стабильным. К возникновению у людей психических проблем приводят проблемы политические, экономические, геополитические – всё, что создает состояние повышенной тревожности. В 2017 году официальное заявление министерства социального развития Украины предоставило информацию, что Украина заняла первое место в Европе по числу психических заболеваний. Сомнительное достижение, увы.
Однако не каждая психологически некомфортная ситуация ведет к психическому расстройству, лежащему в области психиатрии. Чаще это проявляется как психологическая проблема, вызванная стрессом и особенно дистрессом. В Украине дистресс, то есть отрицательная форма стресса, начался в 2014 году, после известных событий, и он все время нарастает. И это поле для работы психологов и психотерапевтов.
И одной из форм такой работы, в числе прочих методик, является нейролингвистическое программирование, или НЛП. Это очень эффективная краткосрочная терапия. К ней плотно примыкает эриксоновский гипноз, практически это обратная сторона практики НЛП, и эти методы весьма полезны и продвинуты в качестве лечебных. Очень большое количество психотерапевтов использует их и в психотерапии, и в психологическом консультировании. Хотя само психологическое консультирование и у психотерапевтов, и у психологических консультантов имеет все меньше различий. Например, лечение фобий. На первый взгляд, это психотерапия. Но, по словам господина Лаха, настолько лёгкая и простая с точки зрения НЛП проблема, что снять ее можно за одну-две сессии. В особо трудных случаях – ну, за пять. Но это не три-пять лет постоянных консультаций, как в психоанализе. Психоанализ, основу которого заложил еще Фрейд, это другая методика, так называемый психодинамический процесс, попытка докопаться до подсознательного и выявить причину. В НЛП же, если нельзя установить диагноз – это неважно, есть процессуальные методы. И тут большой процент интуиции, личных качеств и свойств терапевта.
Боязнь манипуляций пришла к нам из американских фильмов
И все-таки, является ли НЛП инструментом манипуляции? Да, разумеется, является. Но стоит ли так уж бояться манипуляций? Мы все так или иначе друг другом манипулируем, это никак не ругательство, не негативное явление – это имеющийся факт. Другой вопрос, с какой целью это делается – человеку во благо, чтобы помочь, или же, наоборот, вынудить совершить некий поступок вне его морали. Но это проблема не НЛП, это проблема этики.
Внутри самого НЛП есть целый ряд серьезных ограничений, которые соответствуют всем догматам и требованиям психологической этики. Есть огромный раздел – метапрограммы и метавопросы, которые изначально нацелены на то, чтобы показать человеку, в чем его выгода.
Как и любая психотерапевтическая практика, НЛП абсолютно гуманистическая. То, что непрофессионалы используют ее в корыстных целях – это другой вопрос. Но у любого психолога, психотерапевта есть кодекс этики, которого лишен, к примеру, рекламист, маркетолог. Есть Лиссабонская хартия психотерапевтов, существующая с 1965года, есть еще несколько модификаций, которые строго определяют порядок и правила работы психотерапевтов со своими клиентами.
В 2015 году Александр Лах работал над курсом «Мастер НЛП» и столкнулся с методикой конфайнинг-моделирования. С учетом своих знаний и опыта это вылилось в то, что он доработал и создал такую терапевтическую модальность, которую назвал «консалтинг-терапия». Суть ее сводится к следующему – есть психологическое консультирование, а есть психотерапия. Консультирование – программа, дающая клиенту понимание, как себя реализовать. Психотерапия – длительный процесс выведения человека из некомфортных психологических состояний, например, депрессии. Консалтинг-терапия объединяет в себе обе эти вещи. И, по сути, консалтинг-терапия – это попытка помочь человеку найти смысл жизни.