Главный редактор журнала Фокус Евгений Гордейчик о будущем печатных СМИ, узкой аудитории, сохранившей способность читать длинные тексты, сложностях объективных изданий и оживлении рекламного рынка.
В свете недавнего прекращения существования издательства «Радянська Україна» хочется поговорить о судьбе печатных изданий в целом. То, что это издательство прекратило существование только сейчас, вызывает, скорее, удивление, ибо продукт, который оно выпускало, был весьма далек от реалий сегодняшнего дня. Это была история каких-то госдотаций, использования производственных мощностей, но никак не история медиа.Уж скорее, из нее мог выйти по-настоящему хороший музей. Но на примере этого издательства говорить о смерти бумажной прессы как таковой было бы преувеличением.
Хоть у каждого из нас в руках мобильный телефон, мы, тем не менее, иногда складываем числа в столбик
Несмотря на развитие различного рода новостных интернет-сайтов, печатные СМИ по-прежнему остаются востребованными. Достаточно вспомнить, как лет десять назад с широким распространением электронных аудио версий книг предрекали смерть бумажной литературе, и, тем не менее, этого не случилось. Мы видим сегодня, как возрастают печатные тиражи, и в какой-то мере даже ощущаем книжный бум. Вполне может быть, что и с бумажными медиа произойдет то же самое. Несмотря на то, что бумажным СМИ предрекают смерть, оказывается, что интернет-портал не заменит ощущения возможности взять с собой газету или журнал в метро. Вопрос тут, разумеется, не в носителе – вспоминается фраза героини Льюиса Керола, Алисы: нужно очень быстро бежать, чтобы только оставаться на месте. Как только мы прекращаем бежать, падают тиражи. И справедливо это и для интернет-изданий, и для печатной прессы. Как только какая-то команда перестает развиваться, останавливается, её тут же отбрасывает назад, она перестает быть интересной.
Меняется общество, меняются люди, интересы, тренды, и, если ты их не улавливаешь, и делаешь то, что было актуальным десять лет назад, то ты перестаешь быть интересным. И уж носитель тут вовсе не имеет решающего значения
Сейчас люди переходят в большей степени на клиповое мышление, и удержать их на больших информационных объемах сложно. Но, тем не менее, у длинных текстов аудитория есть Понятно, что она не та, что у телевизионного продукта или у короткой новости. Но оттого, что существует огромное количество комиксов, Теодор Драйзер не стал менее популярен, и у длинных романов по-прежнему есть свой читатель. Точно так же будет свой читатель и у лонгридов.
К сожалению, выбранная Украиной модель распространения печатной информации сужает тиражи. Если сравнить нас с той же Польшей или Венгрией, то это несопоставимо, хотя населения там гораздо меньше. Ибо нет понимания того, что за информацию нужно платить, и информационно-печатные издания, в основном, окупаются рекламой. И объективным изданиям у нас выживать достаточно сложно. Если читатель не готов платить за информацию, то за нее будет платить кто-то другой. И это проблема не столько печатной прессы, сколько вообще всего бесплатного контента, когда у нас не хотят платить за видео контент, за фильмы, за музыку. Приучить потребителя к такой мысли – процесс достаточно долгий. Но оборотной стороной этого процесса есть то, что начинает вновь оживать рекламный рынок. Сейчас гораздо оживленнее, чем в том же 2015 году, и, если ты предлагаешь рекламодателю какую-то интересную идею и его целевую аудиторию, рекламодатель за это платить готов. Отток рекламодателей из печатных СМИ начался в 2008 году, в 2014 он практически ушел, но сейчас просматривается его возврат. Но развивается, в основном, нативная реклама. И, если создавать интересный контент, то этот сегмент вполне работает. Хотя и не сопоставим, безусловно, с телевидением. Иногда при этом возникает вопрос – а не является ли нативная реклама обманом читателей? Всё-таки здесь важен не столь формат, сколь корректность маркировки. Если материал с нативной рекламой промаркирован как рекламный материал, то он никак не является обманом. Он может иметь вид редакционного текста, но, тем не менее, какая-то плашка «реклама» там стоять должна.
Очень часто мы сталкиваемся с понятием заказного материала, «джинсы», нередко это вызывает справедливое возмущение и неприятие у читателя, но ряд изданий пытается объяснить это журналистским мнением. На самом деле журналистское мнение может существовать только в таком стандарте. Как журналистская колонка. Во всем остальном стандартов журналистики никто не отменял. Если материал однобокий, то тут уж не столь важно, взял журналист за него деньги, или его убедили бесплатно – такой материал попросту не может быть опубликован, каким бы путем он не появился. Просто нужно следить за соблюдением обычных редакционных стандартов, и тогда джинсы уже не получится, ибо никто тебе не будет платить за сбалансированные тексты.
В настоящее время под выборы зарегистрировалось большое количество новых журналов. Однако есть ли у них будущее? Наверное, они всё-таки немного опоздали. Сейчас для еженедельника, созданного «под выборы», достаточно проблематично будет нарастить аудиторию и завоевать репутацию. Бесплатные газеты, безусловно, раздавать можно, но это совсем другие ниши, которые между собой никак не пересекаются. Периодически мы наблюдаем резкий всплеск возникновения новых газет или журналов, которые исчезают так же быстро, как и возникают. Остались издания, у которых есть репутация.
Сам рынок отрегулировал их наличие, и, если они не закрываются, значит, востребованы. Ибо рынок безжалостен, но справедлив.