Политолог Руслан Бортник о ворохе проблем, стоящих перед Президентом и претендентом, бессмысленности официального статуса дебатов, дальнейшей судьбе Филатова, административном ресурсе и возможных шагах для победы на выборах.
Минувшая неделя прошла под знаком анализов, отложив в сторону более насущные для страны проблемы. Столь сакраментальный вопрос немного разбавлялся также выбором площадки для дебатов двух кандидатов в президенты, и, наконец, ЦВК вынес вердикт о том, что дебаты не могут быть проведены на стадионе. Теперь кандидаты торгуются за дату проведения дебатов.
Невзирая на всю трагикомичность ситуации, складывается впечатление, что обоих кандидатов устраивает дискурс вокруг дебатов вместе со всеми мыслимыми и немыслимыми анализами, а еще больше – отсутствие дискурса вокруг того, что и как они будут делать со страной.
С точки зрения информационной политики первый тур выборов завершился тем, что у действующего президента остался целый спектр нерешенных кадровых задач, начиная от губернаторов, заканчивая Филатовым, проблема с Укроборонпромом, изолированность от внешней политики. С первого мая запланировано очередное повышение тарифов, по которому окончательного решения у правительства нет. Всё это негативная повестка дня, и ее очень удачно подменяет столь бурная информационная волна вокруг дебатов.
В команде Зеленского похожие проблемы, хотя и иного порядка. Отсутствием дебатов ему начали имплементировать тезисы о трусости, некомпетентности, физической неготовности их проводить. Безусловно, президент может быть разным, но трусливый президент у нас победить не может. Поэтому команда Зеленского стартовала во втором туре именно с инициирования дебатов. Обоим кандидатам в какой-то мере выгодна навязанная повестка дня, проигрывает здесь общество. Мы не получаем ответы на программные вещи, на вопросы о командах, и, главное, мы так и не получили ответа на проблемы с Укроборонпромом и прочими скандалами. И это, собственно, не позволяет и Порошенко нанести нокаутирующий удар Зеленскому. Остается надеяться, что дело это продолжится и мы узнаем о его результатах.
Если же вернуться к самим дебатам, то ЦВК сослалась на Закон о выборах президента, согласно которому дебаты могут пройти в студии Суспильного ТВ, и там четко прописан даже временной период, согласно которого дебаты могут пройти именно 19 числа. Однако президент не хочет проводить их 19 апреля, предлагая со своей стороны дату 14 апреля. Это вызвано тем, что 20 апреля – «День тишины», и результаты проведенных дебатов широко, массово распространить через подконтрольные СМИ, через публикации ЛОМов, не удастся. Даже в случае победы он попросту не успеет использовать свой административный и финансовый ресурс, чтобы разогнать ее в массы. В принципе, если не вести речь именно о Законе про выборы, дебаты можно проводить в любой момент и в любом месте, просто не называя их дебатами. Ибо официальный статус им дает исключительно название. Выводы из дебатов никакого значения не приобретают, это просто галочка в избирательном законодательстве, не несущая юридического наполнения. Если бы там была закреплена норма, к примеру, что отказавшийся от дебатов лишается права баллотироваться, это бы имело некий смысл. Однако такой нормы нет нигде, даже в США, где дебаты являются эталонной частью политической культуры, как юридически обязательной части с санкциями за их невыполнение. По сути, если до 21 апреля ни Зеленский, ни Порошенко не выйдут на дебаты, каких-либо юридических последствий это для них не влечет. Зеленский в таком случае только выиграет время. Он сегодня лидер, и в дебатах больше заинтересован Порошенко.
Порошенко в данной ситуации напоминает боксера, проигрывающего по очкам во всех раундах, и в последнем он уже согласен получить еще пару ударов, лишь бы получить последний шанс нокаутировать соперника. Только этот удар может поменять ход поединка. Поэтому не исключено, что Порошенко может согласиться на любые требования Зеленского, как и не исключено, что у Зеленского могут появиться новые требования. И в итоге каждый может рассказывать в эфире, что оппонент трус, лжец, наркоман, алкоголик, и не пришел на дебаты
Общество сильно пострадает от этой детской игры в «кто круче», ибо мы в любом случае получим президента без конкретных обязательств и прояснения своих избирательных программ.
Если отвлечься от политических игрищ кандидатов в сторону более значимых событий в обществе и политикуме, стоит рассмотреть проблему увольнения Алексея Филатова с должности замглавы администрации президента. Многие склонны расценивать его увольнение как бегство с тонущего корабля. Однако еще месяца три назад говорили, что вопрос о его отстранении решен, и в большей степени это, скорее, увольнение. Здесь, вероятно, комплекс причин, одна из которых, ключевая, это низкая подготовка той части штаба, в которой работал Филатов, к выборам, неспособность аккумулировать административный ресурс надлежащим образом. В полной мере админресурс на Порошенко не сработал, это видно по результатам Харькова, Днепра, Одессы. Админресурс напомнил бабье лето. Он где-то клочками, местами, дал некоторые результаты, но системно выстроить его не удалось. Парадоксально то, что все экзит-полы, даже оппонентов, дали президенту больше голосов, чем он фактически набрал в ЦВК. Это и означает, что с административным ресурсом проблемы, поскольку под эти экзит-полы можно было подтянуть и даже перетянуть реальный результат.
Сейчас мы видим также историю с одесским губернатором Степановым, его Порошенко тоже пытается снять. Возможно, это признаки паники, но, в любом случае, это запоздалые действия.
Если уж президент действительно хочет кардинально сменить ситуацию, чтобы все же выиграть эти выборы, ему необходимо поднять телефон и разрешить Генпрокурору и НАБУ арестовать Свинарчука, Пашинского, Кононенко, Гонтареву, если удастся до нее дотянуться, Вовка. И уволить Супрун, Вятровича. Люди ведь голосовали не только против Порошенко, они голосовали против всей этой, простите, шоблы. Ибо командой она никогда не была в плане целей и идей. Не посадить, не наказать, а хотя бы арестовать. До 21 апреля
Это могло бы поменять вектор общественного дискурса на те вопросы, в которых президент будет лидировать. Второй аспект – ВР работает, пусть бы в эти дни она не законом о языке занималась, его нужно отложить, он президенту вреден тоже, как показала практика, а примет закон о разблокировке действия закона об особом порядке самоуправления в отдельных областях Донецкой и Луганской областей и закон о выборах на неподконтрольных территориях. Тогда он тем самым покажет, что делает все в направлении мира. Он даже найдет голоса в парламенте, его фракции хватит, чтобы проголосовать эти законы. И тем самым он перехватит инициативу по миру, получит возможность говорить о встрече в Нормандской четверке и реально ее организовывать, и получит определенную выигрышную стратегию.
И третий шаг – отменить повышение цен на тарифы. Вопреки мнению о том, что это не он решает, на самом деле он полностью контролирует НКРЕКП. Эти три шага вернут его в реальную борьбу за президентское кресло. А в случае отсутствия такого рода кардинальных шагов разрыв между ним и Зеленским только увеличивается, и время играет против него. Если считать чистый переток только по статистическим опросам, то, в лучшем случае, распределение идет 60:40 в пользу Зеленского. С такими цифрами надежд на победу во втором туре маловато.
Однако и команда Зеленского совершает грубейшие ошибки, и только высокий антирейтинг Порошенко позволяет эти ошибки нивелировать. Если бы Зеленский вышел во второй тур с Тимошенко, у него уже были бы проблемы. Во-первых, абсолютно несбалансированная команда, в которой доминируют те люди, которые в свое время утопили Саакашвили, самого же Порошенко, Яценюка. Наши западно-ориентированные либералы, штатные коррупционеры, штатные экономические и политические эксперты, то есть полная несбалансированность. Это абсолютно прозападная неолиберальная команда, а его электорат в основном юго-восток, именно эту команду не принимающий. Ее связывают с Яценюком, с эпохой еврореформаторов.
Эта команда генерирует тезисы, которые для Зеленского самоубийственны: поддержка Супрун, тема языка, церкви. Всё это сейчас не нужно Зеленскому, эта команда загоняет его в западноукраинское электоральное гетто. Там уже находится Порошенко и другие кандидаты, Зеленскому там ничего нового не добавится, но может привести к потере голосов на востоке Украины, прежде всего, за счет явки. Эта команда уже совершает ошибки, и именно они могут дать Порошенко возможность победить с вероятностью в 20%.
Сложно прогнозировать, как поведет себя команда Зеленского в оставшееся до выборов время. У Порошенко запланирована поездка в Берлин, однако, о чем бы он там не договорился, она уже ни на что не повлияет. Меркель также уходит со своего поста, и пообещать что-либо длительное, дающее перспективы Порошенко, она уже не может. Зеленский же попытается дотянуть кампанию в ее нынешнем информационном насыщении до 21 апреля. Скорее всего, будет продолжаться обмен черными медиа-ударами, но они тоже кардинально ничего не смогут изменить.
Кампания уже зашла в очень глубокую колею, и, чтобы вырулить из этой колеи, нужны резкие повороты руля. Оба кандидата не демонстрируют готовности этого делать. И самым вероятным рисуется прогноз 60:40 в пользу Зеленского. Но мы получим в президенты Порошенко 2.0 образца 2014 года, с тем же набором прозападных мягких тезисов, пред тем же сложным выбором, с той же неадекватной командой, которая погубила нынешнего президента. Мы получим новые шансы, новые горизонты для диалога, но при этом с очень невысокой вероятностью того, что нам удастся этим воспользоваться.
Подписаться на канал Интервизор в YouTube: https://www.youtube.com/c/InterVizor
Интервизор на Facebook:
@intervizor.tv
Интервизор в Телеграм:
InterviZor
Интервизор в Твиттере:
twitter.com/intervizor